Cookie Notice
Мы используем файлы cookies для корректной работы сайта.
Оставаясь на этом сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies
en
ru
en
ru
  • Заказать рейс
  • О нас
  • Флот
  • Возвратные рейсы
  • Менеджмент ВС
  • Услуги
  • Новости
  • Контакты
  • Facebook Instagram
  • Заказать рейс
  • О нас
  • Флот
  • Возвратные рейсы
  • Менеджмент ВС
  • Услуги
  • Новости
  • Контакты
  • Заказать рейс
  • О нас
  • Флот
  • Возвратные рейсы
  • Менеджмент ВС
  • Услуги
  • Новости
  • Контакты
  • Полет по фактическим условиям

    31.07.2018

    Cанкции, постепенная изоляция российского бизнеса на международной экономической арене, нестабильные перспективы российских бизнес-элит — это драйверы, способные в будущем ослабить развитие бизнес-авиации в стране. Пока же отрасль оправилась от последствий предыдущего кризиса и констатирует определенный рост.

    ПАРЯЩИЙ ТРАФИК

    Прошлый год завершился для бизнес-авиации на подъеме. По данным Eurocontrol, в 2017 г. трафик деловой авиации в Европе вырос на 6%; при этом сообщается более чем о 700 тыс. рейсов в европейском небе, что соответствовало в среднем 100 дополнительным полетам каждый день. Брэндон Митченер, генеральный директор Европейской ассоциации бизнес-авиации (EBAA), уверен в том, что бизнес-авиация стала неотъемлемой частью общей мобильности. По его словам, новые формы сервиса, которые увеличивают доступ к деловой авиации, а также интерес со стороны молодого поколения, привели к устойчивому увеличению трафика с ноября 2016 г. В годовом исчислении самый сильный рост был зафиксирован в марте (9,0%), июле и октябре (по 8,9%) 2017 г. Ему, в частности, способствовали страны Центральной Европы, а именно Словакия (рост на 30,9%), Босния и Герцеговина (25,7%), Чешская Республика (рост на 13,8%). По деловой активности Евросоюз сейчас вернулся на уровень 2006 г., который предшествовал самым прибыльным годам в истории мировой бизнес-авиации: 2007–2008.

    Схожие оптимистичные тенденции отмечают и в немецком консалтинговом агентстве Wings Advance. По оценке его аналитиков, 2017 г. завершился с подъемом на 4% по сравнению с предыдущим годом. Рост перелетов бизнес-авиации отмечался по всей Европе, а также в России; наиболее частыми аэропортами прилета-вылета традиционно стали французская воздушная гавань в Ницце и лондонский Биггин-Хилл.

    Российские операторы деловой авиации также подтверждают оживление и рост спроса на услуги частной и корпоративной авиации, отмечая среди драйверов роста международные и национальные форумы, конгрессы, саммиты и выставки, спортивные мероприятия и праздники — события, консолидирующие спрос на перелеты.

    350–500 самолетов — такое количество, по разным оценкам, насчитывает флот условно российских бизнес-джетов. Официальной статистики нет.

    Так, Виталий Терещенко, первый заместитель генерального директора авиакомпании Sirius Aero, рассказывает: "Если сравнивать перевозки в декабре–марте сезона 2017–2018 гг. с аналогичным периодом 2016–2017 гг., то у Sirius Aero наблюдается рост на 19%. В значительной мере это связано с расширением парка самолетов. Рынок в целом показывает рост на 4–5%".

    По его данным, в конце 2017 — начале 2018 г. рынок традиционно демонстрировал циклическое развитие: декабрь стал одним из самых загруженных периодов в году; после новогодних праздников спрос на перелеты, естественно, снизился, однако с февраля рынок вновь вошел в "рабочий режим" — с бизнес-командировками и продолжающимся горнолыжным сезоном.

    В авиакомпании "Тулпар Эйр" также отмечают общую тенденцию к увеличению всех видов авиационных перевозок, в том числе на чартерном рынке, однако воздерживаются от конкретных цифр. Им вторят в компании Jet Express: спрос есть, — но реальные цифры не показывают. Тем не менее, несмотря на закрытость, в компании отмечают интересную тенденцию: за период второй половины 2017 г. — первой половины 2018 г. наметился тренд полетов в межсезонье, а именно в ноябре, начале декабря, феврале и марте. Кроме того, отмечается устойчивый рост интереса к внутрироссийским направлениям, что указывает на постепенную трансформацию бизнес-авиации от luxury-сегмента в сторону инструмента для бизнеса.

    Предпочтения чартерных путешественников в 2017 г. распределились в пользу бизнес-джетов классов midsize jets и heavy jets. Пассажиры по-прежнему предпочитают летать не поодиночке, а в компании друзей и партнеров, фрахтовать самолет для полетов в отпуск с семьей. Лидерами спроса среди чартерных пассажиров стали бизнес-джеты моделей Bombardier Challenger 604/605/850, небольшие Cessna Citation XLS/XLS+, а также неизменно популярный на российском рынке Embraer Legacy 600/650. Такие данные по итогам деятельности приводят в группе Aim of Emperor; они основываются на статистике коммерческих чартерных и частных перелетов бизнес-джетов.

    Предпочтения пассажиров бизнес-джетов продолжают восхищать постоянством. Игроки рынка сходятся во мнении, что самым востребованным направлением по-прежнему остается Европа. А именно — Ницца, за ней следуют Лондон, Париж, Берлин, Женева, Милан, Вена, летом и зимой к ним добавляются Пиза и горнолыжный Шамбери. По России чаще других летают в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург. Есть в этом списке и аэропорт Симферополя, однако операторы стараются это не афишировать — дело в том, что на бизнес-джете с иностранной регистрацией туда не рискнет полететь ни один оператор из-за возможных санкций.

    Ценообразование на чартерные рейсы продолжает формироваться под давлением высокой конкуренции при стабильном, но невысоком спросе. До кризиса 2014 г. (и тем более до кризиса 2008 г.) брокерский бизнес имел высокую маржинальность, обу¬словленную рядом факторов. Однако общероссийский тренд оптимизации расходов затронул и частную авиацию, в результате чего на рынке начался демпинг цен, охота за перегоночными рейсами (empty leg), а пассажиры зачастую стали получать более привлекательную стоимость перелета. На рынке сформировались условия, оптимальные для первого знакомства с арендой частного самолета. В Европе цена фрахта малого джета типа Embraer Phenom 100/300 не превышает 5–10 тыс евро.

    НЕДВИЖИМОЕ ПОСТОЯНСТВО

    Флот условно российских бизнес-джетов — эта та мера, которая характеризует реальное состояние бизнес-авиации, а вместе с ней и состояние экономики страны. В то время как чартерные перелеты являются наиболее востребованными и подвержены резким колебаниям спроса, парк частных самолетов — фактор более монументальный, узкосегментированный, не склонный к сезонным изменениям. Собственники частных самолетов — это владельцы крупнейших корпораций страны, сырьевая экономика которой, с одной стороны, не создает притока новых владельцев самолетов, а с другой — не дает сужаться уже существующему объему парка бизнес-джетов. Исходя из этого флот "российских" бизнес-джетов мало меняется в количественном выражении из года в год. По оценочным мнениям (официальной статистики по-прежнему не существует), он колеблется от 350 до 500 самолетов. Из этого числа частных джетов только 74 зарегистрированы в российском реестре — такие данные приводит международный онлайн-ресурс JetNet. Причины непопулярности российского авиационного реестра хорошо знакомы не только частным владельцам, но и крупнейшим коммерческим авиакомпаниям страны — например, "Аэрофлоту", львиная доля парка которого зарегистрирована с бермудскими префиксами VP и VQ. Российские операторы бизнес-джетов отмечают, что тенденции к регистрации частных самолетов с префиксом RA нет.

    "Где зарегистрировать воздушное судно, владелец определяет исходя из своих потребностей, целей и планов по использованию самолета, — говорит Виталий Терещенко из Sirius Aero. — Что касается флота Sirius Aero, то у нас есть воздушные суда, зарегистрированные в российском реестре, а есть — в Бермудском. Во втором случае эксплуатация осуществляется в соответствии со статьей 83 bis Чикагской конвенции и оператором является российская авиакомпания. На наш взгляд, это самая эффективная и надежная конструкция".


    Расширение парка самолетов Sirius Aero позволило в зимнем сезоне увеличить объем перевозок на 19%, хотя средний по рынку рост составил 4–5% :: Леонид Фаерберг // Transport-Photo.com

    Сергей Трифонов из авиакомпании "Тулпар Эйр" добавляет, что "тенденции перевода ВС в российский реестр нет, есть желание Минтранса, не подкрепленное какими-либо преимуществами самого перевода".

    Несмотря на непопулярность российского реестра, в стране успешно работает ряд отечественных авиакомпаний, зарегистрировавших в нем свои ВС. Крупнейшими из них, по мнению игроков рынка, являются Sirius Aero, "РусДжет", "Авиасервис". Сергей Трифонов объясняет, что преимуществом отечественных компаний является беспрепятственная возможность выполнения внутренних рейсов, большая оперативность в выполнении полетов из-за близости аэропортов базирования к местонахождению потенциальных заказчиков, наличие русскоговорящих экипажей. Его мнение разделяет представитель Sirius Aero, подчеркивая, что при полетах по территории России местные операторы имеют преимущества в стоимости обслуживания в аэропортах, в возможности использования ведомственных и военных аэродромов, а также могут без ограничений осуществлять перелеты внутри страны (каботаж), соблюдая при этом еще и таможенное законодательство.

    Тем не менее в России успешно работают и иностранные операторы, крупнейшими из которых выступают Vista Jet, Global Jet Concept, Air Hamburg, Jet Story. Ключевыми преимуществами зарубежных авиакомпаний для собственников бизнес-джетов являются прозрачная история эксплуатации и, как следствие, возможность выгодно продать самолет на вторичном рынке, льготное налоговое законодательство, широкие инструменты привлечения финансирования в покупке бизнес-джета. С точки зрения пассажиров чартерных рейсов это еще и высокий шанс поймать empty leg в Европу, то есть возможность сэкономить на чартере от 30 до 70%.

    ПРОДАЕТСЯ САМОЛЕТ

    Вторичный рынок бизнес-джетов, наряду с парком частных самолетов и чартерными полетами, — это еще один монументальный фактор отрасли бизнес-авиации. Локальный вторичный рынок сильно взаимодействует с мировым, который сейчас находится на стороне продавца. Состояние вторичного рынка бизнес-джетов характеризуется двумя фазами: рынок продавца и рынок покупателя. Первый возникает во время экономического роста, который повышает спрос и стоимость частных самолетов. Второй — при спаде экономической активности, сопровождающейся избытком предложений. Согласно статистике JetNet, по состоянию на апрель 2018 г. на вторичном рынке из 21607 бизнес-джетов выставлено 9,3%. По методике JetNet, рынок продавца начинается, когда на продажу выставлено меньше 10% мирового флота. Таким образом, период привлекательной стоимости и скидок подошел к концу и предложения сейчас близки к реальным рыночным ценам.

    По оценке брокерской компании LIS Trading Group, вторичный рынок, на котором царит заметное оживление, привлек целый пул клиентов, впервые ставших собственниками бизнес-джетов.

    "За последние несколько месяцев наблюдается стабильный рост запросов по поиску самолетов в ценовом диапазоне около 6 млн долл. Самым востребованным из них стал Embraer Legacy 600, что начинает сказываться на цене данного типа в сторону увеличения. Конъюнктура вторичного рынка самолетов деловой авиации входит в стадию рынка продавцов, и покупателям стоит поторопиться с решением о приобретении своего борта", — рассказывает управляющий партнер LIS Trading Group Роман Малюшкин.

    Подводя итог, можно отметить, что 2018 г. начался обнадеживающе. Рост чартерного трафика, оживление вторичного рынка позволяют говорить о том, что деловая авиация в России развивается циклично и стабильно. Вероятно, рынок продолжит укрепляться и дальше, если только внешнеполитические и экономические катаклизмы не войдут в реакционную стадию.

    Источник: Ежегодник АТО 2018: Деловая авиация

    Заказать рейс